Вспоминая Илью Судакова
17 июля — 135-лет со дня рождения народного артиста РСФСР Ильи Судакова (1890-1969).
В 1914 году Илья Судаков поступил на историко-филологический факультет Московского городского народного университета и одновременно — в Школу Московского Художественного Театра. Закончив её, был принят во 2-ю студию МХТ, в которую вошли актёры и режиссёры, воспитанные на системе К. С. Станиславского, но работавшие главным образом с современным репертуаром.
В 1924 году, после закрытия 2-й студии, Судаков перешёл во МХАТ, где стал одним из самых активных строителей нового репертуара: под художественным руководством К.С. Станиславского, совместно с В.И. Немировичем-Данченко, а также самостоятельно осуществил ряд постановок, в том числе и такие знаковые, как «Дни Турбиных» М.А. Булгакова, «Бронепоезд 14-69» и «Блокада» Вс. Иванова, «Страх» Афиногенова, «Любовь Яровая»; участвовал в режиссуре «Воскресения» и «Отелло». Благодаря деятельности Судакова, на сцене МХАТа получили активное продвижение произведения советской драматургии, он сам лично работал с авторами пьес.
Особенностью его режиссёрского видения было большое внимание к проблемам современности, стремление объяснить психологические и социальные мотивы поступков героев. Его спектакли отличались яркостью и красочностью.
Неоднократно Судаков обращался к творчеству Михаила Булгакова, однако далеко не всегда выбранные пьесы удавалось довести до премьеры. Помимо «Дней Турбиных», он работал над «Белой гвардией» и «Бегом», но ни одному, ни второму спектаклю не суждено было увидеть свет. Проблемы взаимоотношений Булгакова с руководством МХАТа послужили толчком для создания Михаилом Афанасьевичем «Театрального романа». В нём автор вывел Илью Судакова в образе режиссёра-постановщика Фомы Стрижа.
В 1933 году Илью Яковлевича назначили на должность художественного руководителя Московского ТРАМа, которым он руководил вплоть до 1937 года, параллельно продолжая ставить и во МХАТе. Судаков работал на два театра, также, как и когда-то Булгаков, который во МХАТе был ассистентом режиссёра, а в ТРАМе — консультантом по драматургической части. Труппа ТРАМа в те годы состояла в основном не из профессиональных артистов, а выпускников различных кружков, рабочих, которые днём стояли у станка, а вечером выходили на сцену. Но Судаков привёл с собой целую плеяду МХАТовцев: Н. Хмелева, Н. Баталова, В. Станицына, Н. Горчакова. Все они были верными последователями школы Станиславского, что позволило быстро обучить вчерашних рабочих настоящему мастерству актёра.
В ТРАМе Судаков продолжил вести линию советской драматургии, первым его спектаклем стала комедия Ивана Микитенко «Девушки нашей страны» — незамысловатая история о бетонщицах. Отдельные критики отмечали, что раскованную игру ТРАМовцев было не узнать — молодость и энтузиазм коллектива рабочих актёров в сочетании с культурой и опытом вновь пришедших мхатовцев вызывали самые восторженные отзывы. Затем были спектакли: «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Продолжение следует» А. Бруштейна, «Чудесный сплав» В. Киршона, «Дальняя дорога» А. Арбузова. Именно при Судакове театр получил государственный статус. Однако, когда в репертуаре стали появляться постановки по классическим произведениям, такие как «Бедность не порок» А.Н. Островского или «Живой труп» Л.Н. Толстого, публика стала понемногу охладевать к работе театра.
В 1937 Судаков был назначен главным режиссёром Малого театра. Затем были Театр-студия киноактёра, Центральный театр транспорта, Театр имени Я. Купалы. Немало внимания Илья Яковлевич уделял также и педагогической деятельности: в 1930—1956 годах преподавал в ГИТИСе.
Илья Яковлевич Судаков смог поднять ТРАМ на качественно новый уровень, обучив неподготовленную труппу системе К.С. Станиславского, верным учеником которого был до конца, пополнив репертуар новыми яркими постановками, и остался в памяти коллег молодым и энергичным режиссёром.
В 1914 году Илья Судаков поступил на историко-филологический факультет Московского городского народного университета и одновременно — в Школу Московского Художественного Театра. Закончив её, был принят во 2-ю студию МХТ, в которую вошли актёры и режиссёры, воспитанные на системе К. С. Станиславского, но работавшие главным образом с современным репертуаром.
В 1924 году, после закрытия 2-й студии, Судаков перешёл во МХАТ, где стал одним из самых активных строителей нового репертуара: под художественным руководством К.С. Станиславского, совместно с В.И. Немировичем-Данченко, а также самостоятельно осуществил ряд постановок, в том числе и такие знаковые, как «Дни Турбиных» М.А. Булгакова, «Бронепоезд 14-69» и «Блокада» Вс. Иванова, «Страх» Афиногенова, «Любовь Яровая»; участвовал в режиссуре «Воскресения» и «Отелло». Благодаря деятельности Судакова, на сцене МХАТа получили активное продвижение произведения советской драматургии, он сам лично работал с авторами пьес.
Особенностью его режиссёрского видения было большое внимание к проблемам современности, стремление объяснить психологические и социальные мотивы поступков героев. Его спектакли отличались яркостью и красочностью.
Неоднократно Судаков обращался к творчеству Михаила Булгакова, однако далеко не всегда выбранные пьесы удавалось довести до премьеры. Помимо «Дней Турбиных», он работал над «Белой гвардией» и «Бегом», но ни одному, ни второму спектаклю не суждено было увидеть свет. Проблемы взаимоотношений Булгакова с руководством МХАТа послужили толчком для создания Михаилом Афанасьевичем «Театрального романа». В нём автор вывел Илью Судакова в образе режиссёра-постановщика Фомы Стрижа.
В 1933 году Илью Яковлевича назначили на должность художественного руководителя Московского ТРАМа, которым он руководил вплоть до 1937 года, параллельно продолжая ставить и во МХАТе. Судаков работал на два театра, также, как и когда-то Булгаков, который во МХАТе был ассистентом режиссёра, а в ТРАМе — консультантом по драматургической части. Труппа ТРАМа в те годы состояла в основном не из профессиональных артистов, а выпускников различных кружков, рабочих, которые днём стояли у станка, а вечером выходили на сцену. Но Судаков привёл с собой целую плеяду МХАТовцев: Н. Хмелева, Н. Баталова, В. Станицына, Н. Горчакова. Все они были верными последователями школы Станиславского, что позволило быстро обучить вчерашних рабочих настоящему мастерству актёра.
В ТРАМе Судаков продолжил вести линию советской драматургии, первым его спектаклем стала комедия Ивана Микитенко «Девушки нашей страны» — незамысловатая история о бетонщицах. Отдельные критики отмечали, что раскованную игру ТРАМовцев было не узнать — молодость и энтузиазм коллектива рабочих актёров в сочетании с культурой и опытом вновь пришедших мхатовцев вызывали самые восторженные отзывы. Затем были спектакли: «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Продолжение следует» А. Бруштейна, «Чудесный сплав» В. Киршона, «Дальняя дорога» А. Арбузова. Именно при Судакове театр получил государственный статус. Однако, когда в репертуаре стали появляться постановки по классическим произведениям, такие как «Бедность не порок» А.Н. Островского или «Живой труп» Л.Н. Толстого, публика стала понемногу охладевать к работе театра.
В 1937 Судаков был назначен главным режиссёром Малого театра. Затем были Театр-студия киноактёра, Центральный театр транспорта, Театр имени Я. Купалы. Немало внимания Илья Яковлевич уделял также и педагогической деятельности: в 1930—1956 годах преподавал в ГИТИСе.
Илья Яковлевич Судаков смог поднять ТРАМ на качественно новый уровень, обучив неподготовленную труппу системе К.С. Станиславского, верным учеником которого был до конца, пополнив репертуар новыми яркими постановками, и остался в памяти коллег молодым и энергичным режиссёром.