В 1963 году Анатолий Эфрос пришёл в театр имени Ленинского Комсомола

К юбилею Анатолия Эфроса

27.06.2025
В период работы Эфроса в ЦДТ успех театра был настолько явен, что Анатолию Васильевичу предложили возглавить театр имени Ленинского комсомола, который в 1963-м переживал не лучшие времена. Встав «у руля», Эфрос смог вывести театр на качественно новый уровень, в короткие сроки собрав потрясающую актерскую труппу: Валентин Гафт, Александр Збруев, Михаил Державин, Александр Ширвиндт, Всеволод Ларионов, Ольга Яковлева, Лев Дуров — россыпь ярчайших молодых звезд на театральном небосводе столицы.

Именно в «Ленкоме» в полной мере проявился творческий метод Эфроса: проникновение в психологию персонажей с подчеркнутым состраданием по отношению к ним, и виртуозно точное отражение взаимоотношений между людьми, порой переданное посредством слов, а порой – в одном лишь подтексте. В этом отношении Эфрос был образцовым режиссёром МХАТовской школы, для него не так важны были декорации, грим и костюмы, самое главное на сцене – внутренняя жизнь актёра.

Анатолий Эфрос проработал в должности главного режиссёра немногим более трёх лет, но эти годы стали золотыми для новой российской режиссуры, были поставлены спектакли: «В день свадьбы» В. Розова, «104 страницы про любовь» и «Снимается кино» Э. Радзинского, «Мой бедный Марат» А. Арбузова, «Мольер» М. Булгакова, «Чайка» и «Три сестры» А. Чехова.

Эфрос так вспоминал свою работу в «Ленкоме»:
«Эти три года кажутся мне самыми горячими, самыми азартными. Чтобы попасть в наш театр, публика не раз ломала двери, а однажды кто-то из зрителей уколол булавкой билетёра, чтобы тот отскочил и дал толпе ворваться в театр. Это были бурные три года, но они внезапно оборвались».