28 марта 2025
К столетию Иннокентия Смоктуновского (28.03.1925-03.08.1994)
О том, что Смоктуновский — гениальный актер, ему говорили и при жизни, а он и не сопротивлялся: «Я знаю, знаю…» . Но жизни Иннокентия Михайловича не позавидуешь: голодное детство, фронт, фашистский плен, побег. Затем — партизанский отряд, две медали «За отвагу» и клеймо «неблагонадежного» - из-за плена. И «гением» он стал в возрасте «за 30», после того как все столичные театры его отвергли, признав «абсолютно бездарным». Смоктуновский сменил немало театров, пока в Махачкале на сцене Русского драмтеатра его в «Ревизоре» не увидели ленкомовцы, актеры Римма и Леонид Марковы. Восхищенные его Хлестаковым, они стали уговаривать Иннокентия перебраться в Москву.
Римма Маркова:
Был у меня такой друг - Кеша Смоктуновский... Я его первый раз увидела в Махачкале, где он играл в местном театре. И тут же загорелась идеей перевезти его в Москву. Я же понимала, какой это актер. А Ленька меня еще отговаривал: "На черта он тебе сдался? Чего ты с ним возишься?" Но если я решила, я сделаю это во что бы то ни стало. Приехала в Москву и стала хвостом ходить за Гиацинтовой, рассказывая ей, какого великолепного актера нашла. "Если возьмете его, можете смело полтеатра выкинуть", - говорила я ей. Наконец Гиацинтова согласилась: "Пусть приезжает". Кеша тут же все бросил и приехал. Потом, много лет спустя, когда он книгу написал, то подарил мне ее с надписью: "Сестра моя, если бы не ты, я не знаю, кем бы я стал"...
Ободренный перепиской с Гиацинтовой, Смоктуновский отбил Софье Владимировне телеграмму: «Готов на постоянную работу. Сообщите когда сможете предоставить дебют». И хотя в своем ответе Софья Владимировна была сдержанна и ничего не обещала актеру, Иннокентий Михайлович отправился покорять столицу. В 1955 году Софья Гиацинтова все-таки взяла Смоктуновского в театр имени Ленинского комсомола, но не в штат, а на разовые роли.
Из книги «Антология. Ленком Марка Захарова»:
Будучи малоизвестным внештатным актёром, работал в театре с 7.04.1955 по 1.07.1955, где исполнял роли в массовых сценах. В единственном сохранившемся документе указано, что Смоктуновский участвовал в 26 спектаклях и 7 репетициях. Пребывание артиста в театре сыграло решающую роль в его личной жизни: он познакомился с заведующей пошивочным цехом театра Суламифью Михайловной Кушнир, которая вскоре стало его женой.
Итак, в Театре имени Ленинского комсомола Иннокентий встретил свою будущую супругу, любимую Соломку.
Суламифь Кушнир:
Когда я повстречала Иннокентия Михайловича, мне было около тридцати и никаких серьезных отношений я не знала… Был это солнечный удар? Нет. Скорее чувство, разгоравшееся все время. Полнейшее понимание друг друга, глубокая любовь, мое осознание его предназначения настали позже.
Вскоре после знакомства актер сделал Суламифь Михайловне предложение, и она к его удивлению дала согласие. Она действительно явилась для него той самой соломкой, уцепившись за которую он поплыл навстречу новой жизни, своей славе и своему успеху.
Иннокентий Смоктуновский:
Было в моей жизни много всякого: и плохого, и прекрасного. Одного только не было и, наверное, никогда не будет - лёгкости и беззаботности.