Накануне открытия 98-го сезона режиссёр Антон Яковлев дал эксклюзивное интервью Первому каналу
11 сентября 2024
- Тяжело ли работать с таким большим, великим материалом?
- Естественно, когда берёшь «Гамлета», который уже ставился сотни раз, это всегда ответственность, потому что нужно, во-первых, объяснить, зачем ты взял этот материал, чего у тебя болит, почему «Гамлет»? А во-вторых, естественно, придумать интересную форму, которой не было до тебя. Так или иначе, даже когда Вы делаете всё равно что-то своё и зацикливаетесь на этом материале, Вам всё равно так или иначе нужно доказывать, что новый «Гамлет» имеет право на существование. Так или иначе, хотите Вы этого или нет. Но я давно хотел делать «Гамлет», и я до этого сделал уже и «Макбет», и «Король Лир», и «Сон в летнюю ночь», поэтому это уже мой четвёртый Шекспир. Поэтому я так подходил, что называется, к материалу. И мы ещё несколько лет назад договорились с Антоном Шагиным, что мы будем это делать. И мы даже должны были делать это в другом театре, но, слава богу, так совпало, что в итоге мы здесь, где замечательная труппа, замечательная атмосфера. Поэтому та версия «Гамлета», которую я придумал, она, на мой взгляд, достаточно интересная, парадоксальная, вымученная мной достаточно большое количество лет, поэтому я в общем готов к этому материалу и готов представить уже через месяц, на мой взгляд, очень интересную версию.
- А что там у Вас, какие задумки, какие интересные режиссерские штучки всякие ждут зрителя?
- Ну, Вы знаете, рассказать это сложно, потому что надо увидеть, но там будет действительно много, помимо еще замечательных и интересных актерских работ, задумок по самой сути материала, потому что я безусловно сделал версию, я написал свою инсценировку по мотивам Шекспира, потому что в этом смысле автор Шекспир гениальный, что можно его интерпретировать в любое время, в любую эпоху. Он достаточно, может быть, современным, поэтому, безусловно, я пытался не только общие какие-то символы и смыслы в эту историю вносить, но еще и некоторую сегодняшнюю тему, которая меня волнует, безусловно, тоже. Что такое война внутри человека? Что такое, когда ты, с одной стороны, ищешь Бога, а с другой стороны, ты – разрушитель? И вот эта двойственность сути человеческой, и не только Гамлет, а здесь все, вот в этой внутренней войне находятся. И можно ли вообще когда-либо разрешить, а может быть это такой некий приговор нам всем, человечеству вообще, в принципе, в историческом смысле? Вот самый главный, наверное, вопрос, который я ставлю. Я на него вряд ли отвечу, но, по крайней мере, попытаться я должен. Ну, здесь ещё и пластическая история интересная, и музыкальная, поскольку здесь живой звук. Здесь будет местный замечательный оркестр, группа, которая есть в театре. Поэтому вот такое сочетание и драматического театра, и музыки, и пластики – такой вот современный, интересный, парадоксальный, наверное, вариант Шекспира.
- Последний вопрос. А Шекспир – это вообще удобный автор для постановки?
- Очень. Я очень люблю Шекспира. Как я уже говорил, его можно интерпретировать. Он, знаете, как конструктор. Шекспира можно использовать в замысле так, как тебе хочется. Фёдор Михайлович, например, или Николай Васильевич… Достоевского, или Гоголя, или Чехова того же – его очень сложно переформатировать под себя. Эти авторы, которые дают уже очевидные вещи, начиная с текста очень плотного, и заканчивая смыслами, а Шекспир – в этом смысле очень такой гуттаперчевый автор. Он в этом смысле очень хорош для театра любой эпохи, поэтому он самый популярный, в общем, автор в мире до сих пор. Поэтому есть всегда возможность высказаться с помощью Шекспира, скажем так.
- Еще уточнение, то есть Вы, эта версия Шекспира, Ваша версия, Вы сами написали инсценировку, сами написали диалоги какие-то, переписали?
- Скорее, ну там есть небольшие добавления, но это скорее стилизация, это не то, что какая-то современная версия современным таким, да, нынешним языком, нет. Там кое-что дописано, но это стилизация Шекспира в небольшом объеме, скорее соединение персонажей, перемена места, сцен, некоторых деталей и сути, наверное, сцен, меняются ролями некоторые артисты. То есть это, скорее, вот такой конструктор гамлетовский, который, на мой взгляд, ну, по крайней мере, точно имеет право на своё существование.
Премьера спектакля состоится 15-16 октября 2024 года.