(19.04.1955-15.07.2024)
Сергей Анатольевич
Рудницкий
Народный артист России
Биография
Сергей Анатольевич Рудницкий родился 19 апреля 1955 года в селе Павловская Слобода Московской области — советский и российский композитор, аранжировщик, музыкальный руководитель театра «Ленком», руководитель и клавишник ленкомовского ансамбля «Аракс», автор музыки ко многим спектаклям и фильмам.
С 1974 года начал работать как продюсер и аранжировщик музыки многих известных музыкальных групп. Создавал музыку и аранжировки к кинофильмам, среди которых «31 июня», «Узнай меня», «Берегите женщин», «Убить дракона», «Следы на песке», «Вердикт», «Почтальон», «Сыщики», «Узкий мост», «Диверсант», «Бременские музыканты & Co» и др.
Для справки:
«Аракс» — московская рок-группа, которая добилась популярности в 1970-е. Сотрудничала с популярными композиторами — Геннадием Гладковым, Алексеем Рыбниковым, Александром Зацепиным, Юрием Антоновым. Кроме этого, «Аракс» исполнял и записывал песни, сочинённые музыкантами группы, песни Алексея Романова и Константина Никольского. 1974 году на танцплощадке в Люберцах группу приметил режиссёр Марк Захаров, который искал ансамбль для музыкальных спектаклей. Вскоре, в 1975 году, «Аракс» зазвучали на театральной сцене, сопровождая постановки знаменитого Театра имени Ленинского комсомола. А Сергей Рудницкий начал работать как руководитель и клавишник рок-группы «Аракс» .
С приходом Рудницкого музыкальный уровень спектаклей театра значительно вырос, стал подлинно современным. В сегодняшних спектаклях «Ленкома» музыка стала не только необходимым фоном действия, музыканты выходят на сцену «вживую» и исполняют ролевой материал, как того требует постановочное решение, в соответствии с режиссерским замыслом, определяют время и место действия, подчеркивают психологическое состояние героев и передают атмосферу пьесы.
В 1980 году музыканты «Аракса» по финансовым соображениям покинули театр и начали активно гастролировать по стране.
1980-1982 годы Сергей Рудницкий — артист ВИА Московской областной филармонии, 1983-1984 — артист Амурской Государственной филармонии, 1984-1985 — артист «Москонцерта». Окончил Московский государственный институт культуры в 1988 году. Сергей Рудницкий перешёл к «Весёлым ребятам», затем — вернулся в «Ленком» в составе «Рок-ателье».
В 1987 году он возродил «Аракс» на базе театра с другим составом. А впоследствии (с 2002 года) стал музыкальным руководителем «Ленкома», которому посвятил полвека творческой деятельности.
Как исполнитель и аранжировщик участвовал в легендарных постановках: «Автоград-XXI», «Тиль», «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты», «Хория», «Жестокие игры» (с Г.Гладковым), «Юнона и Авось», «Королевские игры», «Две женщины».
Для справки:
В «Звезде и Смерти Хоакина Мурьеты» (премьера состоялась в мае 1976 года) музыканты впервые выступили не просто как квалифицированные исполнители, но и как соавторы композитора. Они предложили свою редакцию всех сцен, придумали свой рисунок ударных в аккомпанементе (первоначально Рыбников планировал вообще отказаться от постоянного ритма барабанов, которые должны были лишь разражаться время от времени ритмотембровыми «взрывами» или «вспышками»). Работали над каждым эпизодом совместно, рождая своеобразную коллективную аранжировку. Вместе искали, вместе экспериментировали. Причем, важно было, чтобы все это подходило к конкретной акустике Ленкома: скажем, придуман очередной фрагмент, но, будучи перенесённым в зал, становится неярким, перестает «звучать». В результате новые переделки.
Сергей Анатольевич — автор адаптации музыки Михаила Глуза, которая была написана к спектаклю «Поминальная молитва».
Автор и аранжировщик музыки к спектаклям Марка Захарова: «Чайка», «Варвар и еретик», «Мистификация», «Шут Балакирев», «Плач палача», «Ва-банк», «Женитьба», «Вишневый сад», «Пер Гюнт», «Вальпургиева ночь», «День опричника» и др.
В состав ленкомовского «Аракса» с 2001 года входили: Сергей Рудницкий — клавишные; Александр Садо — вокал; Николай Парфенюк — вокал, бас-гитара, флейта; Олег Зарипов — гитара, скрипка, виолончель; Анатолий Абрамов — ударные.
Сотрудничал с композиторами Александром Зацепиным, Геннадием Гладковым, Микаэлем Таривердиевым и Алексеем Рыбниковым
Как музыкальный продюсер и аранжировщик, Сергей Рудницкий работал и с эстрадными исполнителями — Юрием Антоновым, Александром Буйновым, Софией Ротару, Ларисой Долиной, Владимиром Пресняковым и др.
Скончался 15 июля 2024 года после тяжёлой продолжительной болезни, похоронен на Троекуровском кладбище.
В эпитафии на сайте «Ленкома Марка Захарова» было сказано: «Блестящий музыкальный и вокальный уровень нашего театра — заслуга Сергея Анатольевича Рудницкого. Яркий музыкант, бессменный участник многих спектаклей, друг и учитель, он навсегда останется в наших сердцах и в истории любимого театра».
С 1974 года начал работать как продюсер и аранжировщик музыки многих известных музыкальных групп. Создавал музыку и аранжировки к кинофильмам, среди которых «31 июня», «Узнай меня», «Берегите женщин», «Убить дракона», «Следы на песке», «Вердикт», «Почтальон», «Сыщики», «Узкий мост», «Диверсант», «Бременские музыканты & Co» и др.
Для справки:
«Аракс» — московская рок-группа, которая добилась популярности в 1970-е. Сотрудничала с популярными композиторами — Геннадием Гладковым, Алексеем Рыбниковым, Александром Зацепиным, Юрием Антоновым. Кроме этого, «Аракс» исполнял и записывал песни, сочинённые музыкантами группы, песни Алексея Романова и Константина Никольского. 1974 году на танцплощадке в Люберцах группу приметил режиссёр Марк Захаров, который искал ансамбль для музыкальных спектаклей. Вскоре, в 1975 году, «Аракс» зазвучали на театральной сцене, сопровождая постановки знаменитого Театра имени Ленинского комсомола. А Сергей Рудницкий начал работать как руководитель и клавишник рок-группы «Аракс» .
С приходом Рудницкого музыкальный уровень спектаклей театра значительно вырос, стал подлинно современным. В сегодняшних спектаклях «Ленкома» музыка стала не только необходимым фоном действия, музыканты выходят на сцену «вживую» и исполняют ролевой материал, как того требует постановочное решение, в соответствии с режиссерским замыслом, определяют время и место действия, подчеркивают психологическое состояние героев и передают атмосферу пьесы.
В 1980 году музыканты «Аракса» по финансовым соображениям покинули театр и начали активно гастролировать по стране.
1980-1982 годы Сергей Рудницкий — артист ВИА Московской областной филармонии, 1983-1984 — артист Амурской Государственной филармонии, 1984-1985 — артист «Москонцерта». Окончил Московский государственный институт культуры в 1988 году. Сергей Рудницкий перешёл к «Весёлым ребятам», затем — вернулся в «Ленком» в составе «Рок-ателье».
В 1987 году он возродил «Аракс» на базе театра с другим составом. А впоследствии (с 2002 года) стал музыкальным руководителем «Ленкома», которому посвятил полвека творческой деятельности.
Как исполнитель и аранжировщик участвовал в легендарных постановках: «Автоград-XXI», «Тиль», «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты», «Хория», «Жестокие игры» (с Г.Гладковым), «Юнона и Авось», «Королевские игры», «Две женщины».
Для справки:
В «Звезде и Смерти Хоакина Мурьеты» (премьера состоялась в мае 1976 года) музыканты впервые выступили не просто как квалифицированные исполнители, но и как соавторы композитора. Они предложили свою редакцию всех сцен, придумали свой рисунок ударных в аккомпанементе (первоначально Рыбников планировал вообще отказаться от постоянного ритма барабанов, которые должны были лишь разражаться время от времени ритмотембровыми «взрывами» или «вспышками»). Работали над каждым эпизодом совместно, рождая своеобразную коллективную аранжировку. Вместе искали, вместе экспериментировали. Причем, важно было, чтобы все это подходило к конкретной акустике Ленкома: скажем, придуман очередной фрагмент, но, будучи перенесённым в зал, становится неярким, перестает «звучать». В результате новые переделки.
Сергей Анатольевич — автор адаптации музыки Михаила Глуза, которая была написана к спектаклю «Поминальная молитва».
Автор и аранжировщик музыки к спектаклям Марка Захарова: «Чайка», «Варвар и еретик», «Мистификация», «Шут Балакирев», «Плач палача», «Ва-банк», «Женитьба», «Вишневый сад», «Пер Гюнт», «Вальпургиева ночь», «День опричника» и др.
В состав ленкомовского «Аракса» с 2001 года входили: Сергей Рудницкий — клавишные; Александр Садо — вокал; Николай Парфенюк — вокал, бас-гитара, флейта; Олег Зарипов — гитара, скрипка, виолончель; Анатолий Абрамов — ударные.
Сотрудничал с композиторами Александром Зацепиным, Геннадием Гладковым, Микаэлем Таривердиевым и Алексеем Рыбниковым
Как музыкальный продюсер и аранжировщик, Сергей Рудницкий работал и с эстрадными исполнителями — Юрием Антоновым, Александром Буйновым, Софией Ротару, Ларисой Долиной, Владимиром Пресняковым и др.
Скончался 15 июля 2024 года после тяжёлой продолжительной болезни, похоронен на Троекуровском кладбище.
В эпитафии на сайте «Ленкома Марка Захарова» было сказано: «Блестящий музыкальный и вокальный уровень нашего театра — заслуга Сергея Анатольевича Рудницкого. Яркий музыкант, бессменный участник многих спектаклей, друг и учитель, он навсегда останется в наших сердцах и в истории любимого театра».
Награды
-
Заслуженный артист России (1997)
-
Лауреат театральной премии «Чайка» (2004) в номинации «Лучшая музыка к спектаклю»
-
Народный артист России (2012)