(1904 - 1992)
Татьяна Ивановна
Пельтцер
Народная артистка СССР
Биография
Татьяна Ивановна Пельтцер родилась 24 мая (6 июня) 1904 года в Москве.
Актёрскому мастерству училась у отца, Ивана Романовича, который ставил её первые спектакли. На сцену впервые вышла в девять лет в спектакле «Камо грядеши?» по Г. Сенкевичу в роли Авла, в труппе Н. Н. Синельникова в Екатеринославе. За следующую актёрскую работу — в «Дворянском гнезде» — она впервые получила гонорар.
"Я, актерское дитя, играла Леночку, получала за спектакль три рубля. И даже была рецензия! Спектакль имел большой успех, прошел сто раз — небывалое количество для тех времен. Николай Николаевич вызвал всех после спектакля, угощал артистов шампанским, а мне преподнес бонбоньерку с конфетами. Вместо благодарности я сказала: "Ладаном пахнет!" Это от смущения. Я была скромная девочка", — вспоминала Татьяна Ивановна.
В одиннадцать лет играла роль Серёжи в спектакле «Анна Каренина», актрисой она стала без актёрского образования. С 1916 года — «актриса по найму» в антрепризе Н. Н. Синельникова.
Постоянную профессиональную актёрскую деятельность начала в 1920 году в передвижном театре политуправления. В дальнейшем, в 1920—1921 годах — актриса драматического театра в Нахичевани, в 1921—1922 годах — театра военно-морского ведомства и 1-го художественного коллектива артистов русской драмы в Ейске, в 1922—1923 годах — «3-го театра РСФСР. Комедия» (бывший театр Корша) в Москве. В 1923—1930 годах — актриса театра имени МГСПС (ныне театр имени Моссовета).
В 1927 году вышла замуж за немецкого коммуниста и философа Ганса Тейблера и в 1930 году уехала с мужем в Берлин, где служила машинисткой в торговом представительстве СССР.
Позже, вернувшись в Москву, в 1931 году Татьяна вновь стала актрисой театра имени МОСПС, с 1936 года — актрисой Ярославского драматического театра имени Ф. Г. Волкова, с 1937 — Московского областного колхозно-совхозного театра в Москве. В 1938 году вернулась в театр имени Моссовета. С 1940 года играла в Московском театре эстрады и миниатюр (ныне театр «Эрмитаж»), где наконец раскрылся её талант. Она играла почти всё — скетчи, сценки, вела концерты, заявила о себе как острохарактерная актриса в ролях банщиц, молочниц, нянек. В 1946—1947 годах — актриса театра-студии киноактёра (отыграла один сезон в спектакле «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва).
В 1947—1977 годах играла в Московском театре сатиры, ею было сыграно более 30 ролей. В 1950 году окончила университет марксизма-ленинизма; была депутатом райсовета и Моссовета. Член КПСС с 1956 года, была секретарём парторганизации театра. Именно она дала Марку Захарову рекомендацию для вступления в партию. Все знали, что Пельтцер действительно зачастую не стеснялась в выражениях. Когда в середине 1960-х в Театр сатиры пришел молодой режиссер Марк Захаров — ставить "Доходное место", — в зале раздался голос актрисы:
"Ну что это такое! Когда человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссуру".
Впрочем, спектакль вышел удачным, и актриса играла у Захарова во всех пяти постановках в Театре сатиры.
Настоящая, всенародная известность пришла с выходом киноверсии спектакля театра сатиры «Свадьба с приданым», поставленного Б.И. Равенских. После роли в фильме «Солдат Иван Бровкин» её стали называть «мать русского солдата», и в следующем фильме о Бровкине роль для актрисы переписали специально, чтобы сделать одной из основных в фильме.
В феврале 1977 года, после конфликта с главным режиссёром Театра сатиры В.Н. Плучеком, перешла в театр им. Ленинского комсомола. Переход был связан с М.А. Захаровым, именно в его спектаклях, поставленных в Театре сатиры, она «создавала поле», «держала зал». В «Ленкоме» актриса служила почти до последнего дня своей жизни, Татьяной Ивановной было сыграно 11 ролей.
Специально для нее Григорий Горин в спектакле "Поминальная молитва" прописал роль старой еврейки Берты, где почти не было слов — запомнить большой текст Татьяна Ивановна уже не могла. Александр Абдулов играл ее сына и бережно выводил ее на сцену. Зал встречал любимую актрису долгими овациями, стоя, со слезами на глазах…
"Говорят, меня не видели молодой. А мне кажется, я никогда не была старой", - не уставала повторять Татьяна Ивановна.
Актриса скончалась после тежёлой продолжительной болезни 16 июля 1992 года, похоронена на Введенском кладбище.
Актёрскому мастерству училась у отца, Ивана Романовича, который ставил её первые спектакли. На сцену впервые вышла в девять лет в спектакле «Камо грядеши?» по Г. Сенкевичу в роли Авла, в труппе Н. Н. Синельникова в Екатеринославе. За следующую актёрскую работу — в «Дворянском гнезде» — она впервые получила гонорар.
"Я, актерское дитя, играла Леночку, получала за спектакль три рубля. И даже была рецензия! Спектакль имел большой успех, прошел сто раз — небывалое количество для тех времен. Николай Николаевич вызвал всех после спектакля, угощал артистов шампанским, а мне преподнес бонбоньерку с конфетами. Вместо благодарности я сказала: "Ладаном пахнет!" Это от смущения. Я была скромная девочка", — вспоминала Татьяна Ивановна.
В одиннадцать лет играла роль Серёжи в спектакле «Анна Каренина», актрисой она стала без актёрского образования. С 1916 года — «актриса по найму» в антрепризе Н. Н. Синельникова.
Постоянную профессиональную актёрскую деятельность начала в 1920 году в передвижном театре политуправления. В дальнейшем, в 1920—1921 годах — актриса драматического театра в Нахичевани, в 1921—1922 годах — театра военно-морского ведомства и 1-го художественного коллектива артистов русской драмы в Ейске, в 1922—1923 годах — «3-го театра РСФСР. Комедия» (бывший театр Корша) в Москве. В 1923—1930 годах — актриса театра имени МГСПС (ныне театр имени Моссовета).
В 1927 году вышла замуж за немецкого коммуниста и философа Ганса Тейблера и в 1930 году уехала с мужем в Берлин, где служила машинисткой в торговом представительстве СССР.
Позже, вернувшись в Москву, в 1931 году Татьяна вновь стала актрисой театра имени МОСПС, с 1936 года — актрисой Ярославского драматического театра имени Ф. Г. Волкова, с 1937 — Московского областного колхозно-совхозного театра в Москве. В 1938 году вернулась в театр имени Моссовета. С 1940 года играла в Московском театре эстрады и миниатюр (ныне театр «Эрмитаж»), где наконец раскрылся её талант. Она играла почти всё — скетчи, сценки, вела концерты, заявила о себе как острохарактерная актриса в ролях банщиц, молочниц, нянек. В 1946—1947 годах — актриса театра-студии киноактёра (отыграла один сезон в спектакле «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва).
В 1947—1977 годах играла в Московском театре сатиры, ею было сыграно более 30 ролей. В 1950 году окончила университет марксизма-ленинизма; была депутатом райсовета и Моссовета. Член КПСС с 1956 года, была секретарём парторганизации театра. Именно она дала Марку Захарову рекомендацию для вступления в партию. Все знали, что Пельтцер действительно зачастую не стеснялась в выражениях. Когда в середине 1960-х в Театр сатиры пришел молодой режиссер Марк Захаров — ставить "Доходное место", — в зале раздался голос актрисы:
"Ну что это такое! Когда человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссуру".
Впрочем, спектакль вышел удачным, и актриса играла у Захарова во всех пяти постановках в Театре сатиры.
Настоящая, всенародная известность пришла с выходом киноверсии спектакля театра сатиры «Свадьба с приданым», поставленного Б.И. Равенских. После роли в фильме «Солдат Иван Бровкин» её стали называть «мать русского солдата», и в следующем фильме о Бровкине роль для актрисы переписали специально, чтобы сделать одной из основных в фильме.
В феврале 1977 года, после конфликта с главным режиссёром Театра сатиры В.Н. Плучеком, перешла в театр им. Ленинского комсомола. Переход был связан с М.А. Захаровым, именно в его спектаклях, поставленных в Театре сатиры, она «создавала поле», «держала зал». В «Ленкоме» актриса служила почти до последнего дня своей жизни, Татьяной Ивановной было сыграно 11 ролей.
Специально для нее Григорий Горин в спектакле "Поминальная молитва" прописал роль старой еврейки Берты, где почти не было слов — запомнить большой текст Татьяна Ивановна уже не могла. Александр Абдулов играл ее сына и бережно выводил ее на сцену. Зал встречал любимую актрису долгими овациями, стоя, со слезами на глазах…
"Говорят, меня не видели молодой. А мне кажется, я никогда не была старой", - не уставала повторять Татьяна Ивановна.
Актриса скончалась после тежёлой продолжительной болезни 16 июля 1992 года, похоронена на Введенском кладбище.
Награды
-
Сталинская премия третьей степени (1951) — за исполнение роли Лукерьи Власьевны Похлёбкиной в спектакле «Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова
-
Заслуженная артистка РСФСР (1954)
-
Народная артистка РСФСР (1960)
-
Орден Трудового Красного Знамени (1967)
-
Народная артистка СССР (1972)
-
Орден Октябрьской Революции (1974)
-
Орден Ленина (1984)