К 135-летию Серафимы Бирман
10 августа – 135 лет со дня рождения актрисы, режиссёра, народной артистки РСФСР Серафимы Бирман.
Серафима Германовна говорила, что «искусству нельзя научить, ему должно научиться». И она училась, жадно впитывая уроки своих учителей, среди которых были Василий Качалов и Леонид Леонидов. Когда Константин Станиславский поручил режиссеру и педагогу Леопольду Сулержицкому опробовать первые методы своей «системы» в обучении студентов, Бирман стала одной из самых преданных слушательниц этих уроков.
Именно Сулержицкий, Вахтангов и Станиславский помогли ей преодолеть неловкость на сцене, где она иногда «застывала», и чувствовала себя органично и раскрепощённо только в массовых сценах капустников, и раскрыли ее удивительный талант, который сочетал в себе элементы и трагедии, и комедийного гротеска.
В 1911 году Бирман была принята в труппу МХТ. После закрытия Второй студии МХТ она сначала работала режиссёром в Театре московских профсоюзов, а в 1938 году вместе с Иваном Берсеневым и Софьей Гиацинтовой пришла в Театра имени Ленинского комсомола (тогда ТРАМ) и помогала в создании и развитии нового театра. Серафима Германовна прослужила здесь 20 лет, до 1958
года. Именно тут проявились особенности её уникального актёрского и режиссёрского видения: точность в передаче образов, выразительность и глубокий смысл постановок.
В 1941 году, когда ленкомовцы работали в эвакуации в Фергане, Бирман сыграла главную роль в поставленном ею спектакле «Васса Железнова». Её героиня получилась сильной, умной и бесконечно одинокой женщиной, готовой на жертвы ради своих близких.
В годы войны — и в Узбекистане, и после возвращения в Москву — Бирман поставила такие спектакли как «Живой труп», «Крылатое племя», «Сирано де Бержерак», «Под каштанами Праги». В 1946 году ей было присвоено звание народной артистки РСФСР.
Серафима Бирман:
«Я — актриса. Больше всего меня интересуют люди, когда они вместе икаждый человек в отдельности. Меня привлекает разное в людях и волнует общее в них». (Сочинская правда, 1948)
Кино долгое время не занимало большого места в жизни актрисы. Возможно, она сама считала, что театр важнее. До войны Серафима Германовна снималась редко и в небольших ролях. Всё изменилось, когда в 54 года она сыграла в фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Её роль Ефросиньи Старицкой оказалась яркой и запоминающейся.
Из ст. Б. Львова-Анохина «Серафима Бирман». «Труд актера», вып. XV. М., 1967.:
«Почти все созданные Бирман на сцене характеры — сильны, незаурядны, «зубасты». Актриса всегда яростна (это слово мне вообще кажется подходящим к темпераменту Бирман), в своем отрицании и утверждении она кажется то неистово ненавидящей, то до озорства веселой, то почти скорбной. Все складывается из контрастов, противоречий, психологических парадоксов, все сложно, смело, взрывчато по отношению к общепринятому, общеизвестному. «Подтекст» никогда не идет параллельно тексту, он, как любит говорить Бирман, «перпендикулярен» ему, как динамитом взрывает его поверхность, обнажая скрытую глубину».
Серафима Германовна говорила, что «искусству нельзя научить, ему должно научиться». И она училась, жадно впитывая уроки своих учителей, среди которых были Василий Качалов и Леонид Леонидов. Когда Константин Станиславский поручил режиссеру и педагогу Леопольду Сулержицкому опробовать первые методы своей «системы» в обучении студентов, Бирман стала одной из самых преданных слушательниц этих уроков.
Именно Сулержицкий, Вахтангов и Станиславский помогли ей преодолеть неловкость на сцене, где она иногда «застывала», и чувствовала себя органично и раскрепощённо только в массовых сценах капустников, и раскрыли ее удивительный талант, который сочетал в себе элементы и трагедии, и комедийного гротеска.
В 1911 году Бирман была принята в труппу МХТ. После закрытия Второй студии МХТ она сначала работала режиссёром в Театре московских профсоюзов, а в 1938 году вместе с Иваном Берсеневым и Софьей Гиацинтовой пришла в Театра имени Ленинского комсомола (тогда ТРАМ) и помогала в создании и развитии нового театра. Серафима Германовна прослужила здесь 20 лет, до 1958
года. Именно тут проявились особенности её уникального актёрского и режиссёрского видения: точность в передаче образов, выразительность и глубокий смысл постановок.
В 1941 году, когда ленкомовцы работали в эвакуации в Фергане, Бирман сыграла главную роль в поставленном ею спектакле «Васса Железнова». Её героиня получилась сильной, умной и бесконечно одинокой женщиной, готовой на жертвы ради своих близких.
В годы войны — и в Узбекистане, и после возвращения в Москву — Бирман поставила такие спектакли как «Живой труп», «Крылатое племя», «Сирано де Бержерак», «Под каштанами Праги». В 1946 году ей было присвоено звание народной артистки РСФСР.
Серафима Бирман:
«Я — актриса. Больше всего меня интересуют люди, когда они вместе икаждый человек в отдельности. Меня привлекает разное в людях и волнует общее в них». (Сочинская правда, 1948)
Кино долгое время не занимало большого места в жизни актрисы. Возможно, она сама считала, что театр важнее. До войны Серафима Германовна снималась редко и в небольших ролях. Всё изменилось, когда в 54 года она сыграла в фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Её роль Ефросиньи Старицкой оказалась яркой и запоминающейся.
Из ст. Б. Львова-Анохина «Серафима Бирман». «Труд актера», вып. XV. М., 1967.:
«Почти все созданные Бирман на сцене характеры — сильны, незаурядны, «зубасты». Актриса всегда яростна (это слово мне вообще кажется подходящим к темпераменту Бирман), в своем отрицании и утверждении она кажется то неистово ненавидящей, то до озорства веселой, то почти скорбной. Все складывается из контрастов, противоречий, психологических парадоксов, все сложно, смело, взрывчато по отношению к общепринятому, общеизвестному. «Подтекст» никогда не идет параллельно тексту, он, как любит говорить Бирман, «перпендикулярен» ему, как динамитом взрывает его поверхность, обнажая скрытую глубину».