Ностальгические размышления о замечательном спектакле
Добавлено: 22 дек 2015, 20:19
Почему я решил написать о спектакле " Вальпургиева ночь ", который мы с женой смотрели 19 ноября 2015 г. ? Прежде всего потому, что он чрезвычайно тронул меня, очаровав глубиной режиссуры и поэзией сценического воплощения литературы Венедикта Ерофеева. И еще потому, что на протяжении всего действия меня не покидало светлое и щемящее чувство ностальгии по незабываемому времени нашей доверчивой и счастливой молодости. Сцена распахнулась, как окно в прошлое - в ушедшие 60-70е годы.
В сегодняшнем мире мы видим неестественно искаженную шкалу человеческих ценностей, негативное, а порою и вовсе злобное отношение людей друг к другу, огромное социальное расслоение и всепоглощающую власть " бабла ". Но все это зарождалось уже тогда, в эпоху " застоя " с ее беспардонным оболваниванием, творческой несвободой, цинизмом, лицемерием и ложью на грани фантасмагории. В спектакле мы смотрим на мир того времени глазами доброго, умного и талантливого, но сильно злоупотребляющего спиртным Венички Ерофеева. Он - созерцатель и философ, а совсем не борец или бунтарь. Но как раз это и интересно. Режиссер излишне не заостряет социальную направленность постановки, не пытается шокировать зрителя, а мастерски, виртуозно препарирует аномальный мир Венички - мир загадочной русской души и деформированной жизненной реальности.
Курсирует между Москвой и Петушками электричка, в которой едет главный герой - Веничка. Общается с пассажирами, вспоминает, выпивает, рассуждает. Давно и несбыточно мечтает увидеть Кремль - символ могущества страны,величия власти и ее несокрушимости.
Великолепен Игорь Миркурбанов в роли Венички, очень точное попадание в образ !!!! Его Веничка - из племени одаренных, тихо спивающихся интеллигентов, не сумевших до конца реализовать себя и потерявших в душе точку опоры. Сейчас это неприкаянное и бескорыстное племя исчезло. Другими стали интеллигенты-алкоголики. Мир стал другим.
Герой Миркурбанова утончен и даже аристократичен. Философ и поэт. Большой гурман - его рассуждениями о достоинствах " Кубанской " волки и антигуманности " Кариандровой " можно заслушаться.
Единомышленником Венички во многом является другой пьющий интеллигент - Черноус в блистательном исполнении Виктора Ракова. Но, в отличие от философски-отстраненного главного героя, он более приземлен и ближе к простому народу. Предельно искренен в своих поступках, чувствах и заблуждениях. Так, он категорически, с душевным надрывом, отказывается влюбиться в советскую русскую артистку Веру Дулову вместо иностранной кинозвезды. Черноус в данном вопросе принципиально непреклонен. Кроме того, свято верит, что все великие писатели и композиторы были алкашами. При этом он точно осведомлен - где, когда, с кем и в каком количестве они употребляли горячительное. Этот предтеча желтой прессы поражает начитанностью и односторонней глубиной познаний, рассказывая, что лишний человек Онегин не захотел, как все нормальные люди, на светском балу употребить водки , а откушал брусничной воды, в результате чего заработал сильнейшее расстройство кишечника ( о чем достоверно осведомлен только Черноус ).
Рационализм и храбрость этого героя восхитительны, когда он на полном ходу стремительно выбрасывается из электрички вместе с чемоданом, чтобы срезать путь до дома ( " а то потом долго возвращаться " ). Но при всей удали и бескомпромиссности, данный персонаж выглядит очень беззащитным и потерянным. Шатается по сцене с огромным, белым чемоданом. Своего героя Виктор Раков прочувствовал и показал точно и тонко. Его Черноус невероятно напомнил мне одного давнишнего приятеля.
Актерский ансамбль очень хорош. Александра Захарова заразительно зажигательна в бесшабашном жизненном разгуле своей пьющей героини ( весьма узнаваемый персонаж).
ПОТРЯСАЮЩЕ колоритна парочка пассажиров электрички - дед Митрич ( до жути тупой, член партии с большим стажем ( великолепный Сергей Степанченко ) ) и его совершенно дебильный внук - Митрич-младший ( в РОСКОШНОМ исполнении Дмитрия Гизбрехта !!! ). Довольно скоро начинаешь догадываться, что эти ребята - постоянные клиенты дурдома. Заботливого деда тревожит, что на его перспективного внука обижаются одноклассники в школе, т.к. он " сильно опережает их в умственном развитии ". Не понятно, какую школу посещает законченный идиот и сколько лет этому тощему, длинному и абсолютно лысому внучку - " весельчаку " ( лихо танцующему, как Майкл Джексон ).
Митрич-старший строг и принципиален, его крутой патриотизм вызывает симпатию. " Пой по-русски, гнида ! " - властно велит он куражащемуся внучку-поганцу, распевающему иностранные хиты на тарабарском языке.
Дед Митрич - мужчина мудрый и обстоятельный. Язвительный Черноус, желая поставить его в тупик, спрашивает - смог бы дед, ради любимой женщины, прийти в парткабинет, снять штаны и выпить пузырек чернил ? Узнав, что чернила будут его любимые, фиолетовые, Митрич после недолгого, но глубокомысленного раздумья изрекает - " Смог бы ! ".
В сюрреалистическом мире Венички неразрывно сосуществуют, как единое целое, - глубинное, философское, ироничное здравомыслие и идиотизм, переходящий в бред. Его алкогольные фантазии и галлюцинации впечатляюще выразительны. Таким он видит окружающий мир, такова во многом жизненная реальность.
Изящную пародию на бесконечные и маразматические партийные пленумы тех лет ( в исполнении И. Миркурбанова и В. Ракова ) слушать без идиотского смеха невозможно. Но, быть может, некоторым молодым зрителям, не знакомым с жизненными реалиями того времени, кое-что показалось не понятным. Я лично воспринял этот спектакль, как ОГРОМНЫЙ ПОДАРОК. Совсем скоро идем на него вторично.
В постоянной и бессмысленной гонке по замкнутому кругу, в безысходности вечного движения в никуда, смерть Венички в финале спектакля выглядит неизбежной и закономерной, а потому - еще более трагичной. Но он все-таки успел увидеть далекий и недоступный Кремль за мгновение до того, как угасло его сознание. В финальной сцене на экране появляется фотография Венедикта Ерофеева и звучит комментарий Игоря Миркурбанова.
Смотрели спектакль на одном дыхании и не заметили, как пролетело время. Не хотелось уходить из Театра.
Венедикт Ерофеев жалел своих героев и любил их такими, какими они были - со всеми их " заскоками " и недостатками.
Иногда у меня складывается мнение ( быть может, ошибочное ), что некоторые наши современные театральные режиссеры в глубине души презирают рядового зрителя.
Марк Анатольевич Захаров зрителей своего ТЕАТРА по-отечески любит. И любовь эту озаряет по-захаровски неповторимая, тонкая, добрая и немного горькая ирония. Это со всей очевидностью ощущается и в данном спектакле. В нем слышны ностальгические нотки по безвозвратно ушедшей великой эпохе, в которой жил и творил необыкновенный писатель - Венедикт Ерофеев.
Огромное Вам спасибо, дорогой Марк Анатольевич !!!
Владимир Романов, г. Москва.
В сегодняшнем мире мы видим неестественно искаженную шкалу человеческих ценностей, негативное, а порою и вовсе злобное отношение людей друг к другу, огромное социальное расслоение и всепоглощающую власть " бабла ". Но все это зарождалось уже тогда, в эпоху " застоя " с ее беспардонным оболваниванием, творческой несвободой, цинизмом, лицемерием и ложью на грани фантасмагории. В спектакле мы смотрим на мир того времени глазами доброго, умного и талантливого, но сильно злоупотребляющего спиртным Венички Ерофеева. Он - созерцатель и философ, а совсем не борец или бунтарь. Но как раз это и интересно. Режиссер излишне не заостряет социальную направленность постановки, не пытается шокировать зрителя, а мастерски, виртуозно препарирует аномальный мир Венички - мир загадочной русской души и деформированной жизненной реальности.
Курсирует между Москвой и Петушками электричка, в которой едет главный герой - Веничка. Общается с пассажирами, вспоминает, выпивает, рассуждает. Давно и несбыточно мечтает увидеть Кремль - символ могущества страны,величия власти и ее несокрушимости.
Великолепен Игорь Миркурбанов в роли Венички, очень точное попадание в образ !!!! Его Веничка - из племени одаренных, тихо спивающихся интеллигентов, не сумевших до конца реализовать себя и потерявших в душе точку опоры. Сейчас это неприкаянное и бескорыстное племя исчезло. Другими стали интеллигенты-алкоголики. Мир стал другим.
Герой Миркурбанова утончен и даже аристократичен. Философ и поэт. Большой гурман - его рассуждениями о достоинствах " Кубанской " волки и антигуманности " Кариандровой " можно заслушаться.
Единомышленником Венички во многом является другой пьющий интеллигент - Черноус в блистательном исполнении Виктора Ракова. Но, в отличие от философски-отстраненного главного героя, он более приземлен и ближе к простому народу. Предельно искренен в своих поступках, чувствах и заблуждениях. Так, он категорически, с душевным надрывом, отказывается влюбиться в советскую русскую артистку Веру Дулову вместо иностранной кинозвезды. Черноус в данном вопросе принципиально непреклонен. Кроме того, свято верит, что все великие писатели и композиторы были алкашами. При этом он точно осведомлен - где, когда, с кем и в каком количестве они употребляли горячительное. Этот предтеча желтой прессы поражает начитанностью и односторонней глубиной познаний, рассказывая, что лишний человек Онегин не захотел, как все нормальные люди, на светском балу употребить водки , а откушал брусничной воды, в результате чего заработал сильнейшее расстройство кишечника ( о чем достоверно осведомлен только Черноус ).
Рационализм и храбрость этого героя восхитительны, когда он на полном ходу стремительно выбрасывается из электрички вместе с чемоданом, чтобы срезать путь до дома ( " а то потом долго возвращаться " ). Но при всей удали и бескомпромиссности, данный персонаж выглядит очень беззащитным и потерянным. Шатается по сцене с огромным, белым чемоданом. Своего героя Виктор Раков прочувствовал и показал точно и тонко. Его Черноус невероятно напомнил мне одного давнишнего приятеля.
Актерский ансамбль очень хорош. Александра Захарова заразительно зажигательна в бесшабашном жизненном разгуле своей пьющей героини ( весьма узнаваемый персонаж).
ПОТРЯСАЮЩЕ колоритна парочка пассажиров электрички - дед Митрич ( до жути тупой, член партии с большим стажем ( великолепный Сергей Степанченко ) ) и его совершенно дебильный внук - Митрич-младший ( в РОСКОШНОМ исполнении Дмитрия Гизбрехта !!! ). Довольно скоро начинаешь догадываться, что эти ребята - постоянные клиенты дурдома. Заботливого деда тревожит, что на его перспективного внука обижаются одноклассники в школе, т.к. он " сильно опережает их в умственном развитии ". Не понятно, какую школу посещает законченный идиот и сколько лет этому тощему, длинному и абсолютно лысому внучку - " весельчаку " ( лихо танцующему, как Майкл Джексон ).
Митрич-старший строг и принципиален, его крутой патриотизм вызывает симпатию. " Пой по-русски, гнида ! " - властно велит он куражащемуся внучку-поганцу, распевающему иностранные хиты на тарабарском языке.
Дед Митрич - мужчина мудрый и обстоятельный. Язвительный Черноус, желая поставить его в тупик, спрашивает - смог бы дед, ради любимой женщины, прийти в парткабинет, снять штаны и выпить пузырек чернил ? Узнав, что чернила будут его любимые, фиолетовые, Митрич после недолгого, но глубокомысленного раздумья изрекает - " Смог бы ! ".
В сюрреалистическом мире Венички неразрывно сосуществуют, как единое целое, - глубинное, философское, ироничное здравомыслие и идиотизм, переходящий в бред. Его алкогольные фантазии и галлюцинации впечатляюще выразительны. Таким он видит окружающий мир, такова во многом жизненная реальность.
Изящную пародию на бесконечные и маразматические партийные пленумы тех лет ( в исполнении И. Миркурбанова и В. Ракова ) слушать без идиотского смеха невозможно. Но, быть может, некоторым молодым зрителям, не знакомым с жизненными реалиями того времени, кое-что показалось не понятным. Я лично воспринял этот спектакль, как ОГРОМНЫЙ ПОДАРОК. Совсем скоро идем на него вторично.
В постоянной и бессмысленной гонке по замкнутому кругу, в безысходности вечного движения в никуда, смерть Венички в финале спектакля выглядит неизбежной и закономерной, а потому - еще более трагичной. Но он все-таки успел увидеть далекий и недоступный Кремль за мгновение до того, как угасло его сознание. В финальной сцене на экране появляется фотография Венедикта Ерофеева и звучит комментарий Игоря Миркурбанова.
Смотрели спектакль на одном дыхании и не заметили, как пролетело время. Не хотелось уходить из Театра.
Венедикт Ерофеев жалел своих героев и любил их такими, какими они были - со всеми их " заскоками " и недостатками.
Иногда у меня складывается мнение ( быть может, ошибочное ), что некоторые наши современные театральные режиссеры в глубине души презирают рядового зрителя.
Марк Анатольевич Захаров зрителей своего ТЕАТРА по-отечески любит. И любовь эту озаряет по-захаровски неповторимая, тонкая, добрая и немного горькая ирония. Это со всей очевидностью ощущается и в данном спектакле. В нем слышны ностальгические нотки по безвозвратно ушедшей великой эпохе, в которой жил и творил необыкновенный писатель - Венедикт Ерофеев.
Огромное Вам спасибо, дорогой Марк Анатольевич !!!
Владимир Романов, г. Москва.