Форум
"Юнона" как признание Мастера (4 октября 2019 г.)
"Юнона" как признание Мастера (4 октября 2019 г.)
В Москве жарко, как летом. По-прежнему тёплые фонари зажигаются в Успенском переулке и на Малой Дмитровке. Мягко подсвечены бледно-зелёные стены и кремово-белые полуколонны Ленкома. В Настасьинском переулке на кирпичной стене, прямо напротив служебного входа, вдалеке, трагический и обострённый профиль Марка Захарова с закрытыми под ярким лучом, бьющим прямо в лицо, глазами. Сегодня его "Юнону" впервые играли без него. Состав был самый молодой: Анна Зайкова - Кончита, Семён Шкаликов - граф Резанов, второй сочинитель - Илья Трофимов, губернатор Сан-Франциско - Николай Самсонов... А музыка прежняя, прекрасная - рыбниковская, и андреевский флаг такой же великолепный, и золотая фигура на носу корабля всё так же напоминает языческого идола, а Богородица в клубящихся облаках сценического дыма по-прежнему смотрит вишнёвыми глазами на своего земного избранника, "не одолевшего целого пути". Каждый настоящий режиссёр исповедуется в своих спектаклях гораздо больше, чем нам кажется. А Марк Захаров почти всегда ставил спектакли о великой любви и сакральной женской преданности, возвышающей её саму и объект её любви: так было, начиная с "Юноны", продолжая "Обыкновенным чудом", "Убить дракона", "Формулой любви" и "Тем самым Мюнхгаузеном", заканчивая "Пер Гюнтом", "Днём опричника" и даже "Фальстафом", где отказ от этого жертвенного и преданного чувства, которое предлагает женщина, делает мужчину жестоким и циничным тираном, не способным уже ни к духовному воскрешению, ни к искуплению греха братоубийства. "Юнона и Авось" - наверное, одно из самых искренних признаний мастера в любви к женщине и жизни - может быть, поэтому оно такое вневременное и такое светлое, неизменно собирающее полный зал и неизменно заставляющее зрителей в финале подниматься и аплодировать стоя, буквально затапливать пространство овациями. Спектаклю почти 40 лет... А постановочно он абсолютно современен, и темп у него сегодняшний, и молодые силы актёров наполняют его заразительной энергетикой, и не чувствуется усталости от спектакля: я пыталась её поймать, увидеть, кому скучно всё это играть в тысячный раз - не увидела, не разглядела.
Марка Анатольевича нет, а Ленком остаётся. И ажурная тень от люстры на потолке так созвучна "павлиньей" маске на сцене "Юноны" в начале 2 действия, что невольно думаешь о том, что это здание, предназначенное для купеческого клуба, давно уже подчинилось Театру, что мастер срежиссировал здесь даже пространство, и оно само подстраивается под то, что происходит на сцене. Верю, что в других спектаклях тень от люстры смотрится иначе :) Ведь говорил же художник-постановщик театра Олег Аронович Шейнцис, что, проработав в Ленкоме несколько десятилетий, не знает точных размеров сцены, хотя измерял её сотни раз: а потому что оно самопроизвольно меняется - и разубедить его, художника, в этом невозможно...
"Юнона и Авось" на сцене - и мне не стыдно в который раз ощущать озноб на спине от громогласного: "И девизом "Авось"!" - от наполненного дрожью голоса Кончиты: "Я тебя никогда не забуду", от протянутых к Богородице рук Резанова: "Я путь ищу как воин и мужчина, но - буду честен - есть ещё причина", "Я посягнул на Божию любовь" - и от абсолютно катарсического финала, в котором все - и зал, и музыканты, и все актёры, в костюмах и повседневной одежде, повторяют: "Алилуйя любви!" - образуя настолько мощный и единый энергетический поток, что становится очевидна суть античного театра с его эмоциональным хором...
Я не знаю, посвящали ли артисты спектакль памяти Марка Анатольевича - по крайней мере, об этом ничего не было сказано. Но у меня осталось стойкое ощущение, что и зрительный зал - своими долгими аплодисментами, и артисты - своей отдачей и творчеством - не играли: заново ТВОРИЛИ спектакль во имя его режиссёра. Нет, не могу сказать, что это была лучшая "Юнона" в моей жизни, но она была такая прекрасная, я так ей вдохновлена, что лишний раз хочется признать: шедевр на то и шедевр, чтобы всякий раз смотреть на него по-новому и заново в него влюбляться.
Марка Анатольевича нет, а Ленком остаётся. И ажурная тень от люстры на потолке так созвучна "павлиньей" маске на сцене "Юноны" в начале 2 действия, что невольно думаешь о том, что это здание, предназначенное для купеческого клуба, давно уже подчинилось Театру, что мастер срежиссировал здесь даже пространство, и оно само подстраивается под то, что происходит на сцене. Верю, что в других спектаклях тень от люстры смотрится иначе :) Ведь говорил же художник-постановщик театра Олег Аронович Шейнцис, что, проработав в Ленкоме несколько десятилетий, не знает точных размеров сцены, хотя измерял её сотни раз: а потому что оно самопроизвольно меняется - и разубедить его, художника, в этом невозможно...
"Юнона и Авось" на сцене - и мне не стыдно в который раз ощущать озноб на спине от громогласного: "И девизом "Авось"!" - от наполненного дрожью голоса Кончиты: "Я тебя никогда не забуду", от протянутых к Богородице рук Резанова: "Я путь ищу как воин и мужчина, но - буду честен - есть ещё причина", "Я посягнул на Божию любовь" - и от абсолютно катарсического финала, в котором все - и зал, и музыканты, и все актёры, в костюмах и повседневной одежде, повторяют: "Алилуйя любви!" - образуя настолько мощный и единый энергетический поток, что становится очевидна суть античного театра с его эмоциональным хором...
Я не знаю, посвящали ли артисты спектакль памяти Марка Анатольевича - по крайней мере, об этом ничего не было сказано. Но у меня осталось стойкое ощущение, что и зрительный зал - своими долгими аплодисментами, и артисты - своей отдачей и творчеством - не играли: заново ТВОРИЛИ спектакль во имя его режиссёра. Нет, не могу сказать, что это была лучшая "Юнона" в моей жизни, но она была такая прекрасная, я так ей вдохновлена, что лишний раз хочется признать: шедевр на то и шедевр, чтобы всякий раз смотреть на него по-новому и заново в него влюбляться.
Re: "Юнона" как признание Мастера (4 октября 2019 г.)
БРАВО ! ! ! !
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 13 гостей