Форум
"Юнона и Авось": 17 февраля 2017 г.
"Юнона и Авось": 17 февраля 2017 г.
17.02.2017 – достойная по красоте дата, чтобы в этот день пойти на один из самых любимых, точнее уже перешедших из категории «Любимое» в категорию «Легендарное», спектаклей – на «Юнону и Авось». Об этой постановке столько сказано и написано профессионалами, критиками, любителями, что даже смешно пытаться подавать голос в этом направлении. Но ведь невозможно остаться равнодушным после этого театрального священнодействия… Я часто в последнее время прихожу к этой метафоре: спектакль как «прорыв» в истину, в какие-то уже выходящие за рамки понимания и границы сценического формы. «Юнона», безусловно, такая: сгусток чистой энергии, живой эмоции и непосредственности устремлённого в зрителя чувства сопричастности происходящего. Как в настоящей иконе нет времени, сливаются прошлое и будущее, так в этой «сценической иконе», какой и создавали «Юнону» режиссёр Марк Захаров и сценограф Олег Шейнцис, композитор Алексей Рыбников и поэт Андрей Вознесенский, соединяются религиозные песнопения и рок, «актёры трагедии» и их герои: граф Резанов, Кончита, Фернандо… Я не хочу сейчас углубляться в потрясающей красоты и полноты картинку этого спектакля, не хочу снова писать о неоднократно повторённом на сцене за счёт света, переходов, поз артистов, мачт и лестниц креста – символа страдания; не хочу углубляться в страшно интересную тему неоднозначности наклона сценического пространства, неизбежно выводящего к теме восхождения и нисхождения человека к вершинам и «низам» чувства и жизни в целом – не хочу сейчас ничего трактовать… Поэтому скажу лишь о том, что открылось сегодня: так уж случилось, что каждая (в буквальном смысле и без преувеличений) «Юнона» становится для меня в чём-то открытием.
Конечно, как ни крути и как ни старайся исполнитель главной мужской роли, его всё равно будут сравнивать с «родителем» графа Резанова – Николаем Петровичем Караченцовым. Мне повезло: я видела его в 2004 году на сцене! И это было сильнейшее впечатление! Я «засмотрела» обе съёмки – 1983 и 2003 годов – и помню мимику и жесты Николая Петровича буквально до того, что разбуди ночью – воспроизведу Но после вынужденной смены состава изменились и акценты в спектакле. Идёт время – и меняется «Юнона», как представление о человеческой красоте различалось в 19 и 21 вв., так и представление о герое меняется едва ли не с большей скоростью. Графа Резанова-Певцова бессмысленно сравнивать с Резановым-Караченцовым: будь сейчас Караченцов молодым, он бы тоже иначе исполнял эту роль. Дмитрий Анатольевич Певцов играет современно и по-своему. Ярко. Глубоко и талантливо. Но по-своему. И это заслуживает уважения: ведь очень трудно не повториться, когда у тебя за спиной такой Резанов, каким был Караченцов… Сегодня Дмитрий Певцов был необычным: он меньше подчёркивал брутальность графа, чаще его голос уходил в душевные, хрипловатые и страдальческие ноты – и это шло его Резанову! Конечно, неизбежен у каждого зрителя, особенно у женской его части, вопрос: а любил ли Резанов Кончиту? Все, абсолютно все лучшие спектакли и фильмы Марка Захарова – о вечной женской, именно женской, спасительной, почти сакральной, любви, о великой преданности и об умении ждать во имя этой любви. И поэтому не важно, что испытывал герой: герой всегда «ищет путь как воин и мужчина», а женщина ждёт и любит. И поэтому Резанов может, поддаваясь неконтролируемому им порыву, «посвящать в любовь» шестнадцатилетнюю красавицу, а может искренне влюбляться в неё – это ничего не изменит в чувствах Кончиты.
И как здорово, как тонко это передаёт Анна Зайкова! Сейчас мне очень, очень нравятся обе исполнительницы этой роли – и задорная, «ребячливая» в этой роли Александра Волкова, и страдающая, с огромными, распахнутыми в мир глазами Анна Зайкова. Она играет воплощение любви, чистое чувство – и только его. Так неожиданно для меня она сегодня закрыла обеими ладонями лицо на финальном «Ты меня никогда не забудешь…» – это было как-то очень… просто, естественно и сильно по впечатлению, производимому на зал: это было средоточием страдания и печали. И это так шло Кончите. И так, на мой взгляд, помогало Резанову, глядя на неё, повторять с ощущением предзнания собственной судьбы: «Я… тебя… ни…ког…да… не увижу…».
И как же мне нравится Фернандо в исполнении Кирилла Петрова! Он так целен в этой роли, что даже почти не вызывает комических ассоциаций, как Александр Абдулов или Виктор Раков, когда-то исполнявшие эту роль. Фернандо у Кирилла Петрова фактурен, красив и очень мужествен – он не создаёт комичного контраста с русским графом – он действительно достойный жених калифорнийской красавицы, очень подходящий ей и очень влюблённый. Его последняя просьба к Резанову после дуэли звучит хрипом умирающего оленя – он не смешон, его жаль, его судьбу «авантюрная планида» Резанова, с его русским буйством и сметающей всё энергетикой, тоже сломала… В исполнении Кирилла Петрова это ощущается очень чётко.
Зал одним движением встал сегодня ещё до завершения «Аллилуйи». Весь и сразу. Я такого, честно говоря, не помню. И долго-долго аплодировали – как будто пытаясь отчасти вернуть артистам ту энергетику, которая 2 часа в избытке исходила от сценического пространства. «Юнона» не «отпускает», я каждый раз это ощущаю и понимаю, что этот спектакль не снят с репертуара не только потому, что всё время значительно и не значительно обновляется его состав, а ещё и потому, что он «слишком» вневременной: нельзя такие легенды убирать со сцены, «Юнону» нельзя не увидеть – это слишком большая потеря для духовного мира…
Конечно, как ни крути и как ни старайся исполнитель главной мужской роли, его всё равно будут сравнивать с «родителем» графа Резанова – Николаем Петровичем Караченцовым. Мне повезло: я видела его в 2004 году на сцене! И это было сильнейшее впечатление! Я «засмотрела» обе съёмки – 1983 и 2003 годов – и помню мимику и жесты Николая Петровича буквально до того, что разбуди ночью – воспроизведу Но после вынужденной смены состава изменились и акценты в спектакле. Идёт время – и меняется «Юнона», как представление о человеческой красоте различалось в 19 и 21 вв., так и представление о герое меняется едва ли не с большей скоростью. Графа Резанова-Певцова бессмысленно сравнивать с Резановым-Караченцовым: будь сейчас Караченцов молодым, он бы тоже иначе исполнял эту роль. Дмитрий Анатольевич Певцов играет современно и по-своему. Ярко. Глубоко и талантливо. Но по-своему. И это заслуживает уважения: ведь очень трудно не повториться, когда у тебя за спиной такой Резанов, каким был Караченцов… Сегодня Дмитрий Певцов был необычным: он меньше подчёркивал брутальность графа, чаще его голос уходил в душевные, хрипловатые и страдальческие ноты – и это шло его Резанову! Конечно, неизбежен у каждого зрителя, особенно у женской его части, вопрос: а любил ли Резанов Кончиту? Все, абсолютно все лучшие спектакли и фильмы Марка Захарова – о вечной женской, именно женской, спасительной, почти сакральной, любви, о великой преданности и об умении ждать во имя этой любви. И поэтому не важно, что испытывал герой: герой всегда «ищет путь как воин и мужчина», а женщина ждёт и любит. И поэтому Резанов может, поддаваясь неконтролируемому им порыву, «посвящать в любовь» шестнадцатилетнюю красавицу, а может искренне влюбляться в неё – это ничего не изменит в чувствах Кончиты.
И как здорово, как тонко это передаёт Анна Зайкова! Сейчас мне очень, очень нравятся обе исполнительницы этой роли – и задорная, «ребячливая» в этой роли Александра Волкова, и страдающая, с огромными, распахнутыми в мир глазами Анна Зайкова. Она играет воплощение любви, чистое чувство – и только его. Так неожиданно для меня она сегодня закрыла обеими ладонями лицо на финальном «Ты меня никогда не забудешь…» – это было как-то очень… просто, естественно и сильно по впечатлению, производимому на зал: это было средоточием страдания и печали. И это так шло Кончите. И так, на мой взгляд, помогало Резанову, глядя на неё, повторять с ощущением предзнания собственной судьбы: «Я… тебя… ни…ког…да… не увижу…».
И как же мне нравится Фернандо в исполнении Кирилла Петрова! Он так целен в этой роли, что даже почти не вызывает комических ассоциаций, как Александр Абдулов или Виктор Раков, когда-то исполнявшие эту роль. Фернандо у Кирилла Петрова фактурен, красив и очень мужествен – он не создаёт комичного контраста с русским графом – он действительно достойный жених калифорнийской красавицы, очень подходящий ей и очень влюблённый. Его последняя просьба к Резанову после дуэли звучит хрипом умирающего оленя – он не смешон, его жаль, его судьбу «авантюрная планида» Резанова, с его русским буйством и сметающей всё энергетикой, тоже сломала… В исполнении Кирилла Петрова это ощущается очень чётко.
Зал одним движением встал сегодня ещё до завершения «Аллилуйи». Весь и сразу. Я такого, честно говоря, не помню. И долго-долго аплодировали – как будто пытаясь отчасти вернуть артистам ту энергетику, которая 2 часа в избытке исходила от сценического пространства. «Юнона» не «отпускает», я каждый раз это ощущаю и понимаю, что этот спектакль не снят с репертуара не только потому, что всё время значительно и не значительно обновляется его состав, а ещё и потому, что он «слишком» вневременной: нельзя такие легенды убирать со сцены, «Юнону» нельзя не увидеть – это слишком большая потеря для духовного мира…
-
- Частый гость
- Сообщения: 273
- Зарегистрирован: 28 мар 2014, 09:03
- Откуда: Санкт-Петербург
Re: "Юнона и Авось": 17 февраля 2017 г.
Ну, если учесть сумасшедший график Дмитрия Анатольевича (16-го и 18-го у него спектакли в Питере) не удивительно, что он был менее брутален, чем обычно в этом спектакле и хрипловатые и страдальческие ноты, думаю, в том числе еще и от... усталости
Алена, спасибо за такой восторженный отзыв !
Я тоже давно и беззаветно люблю этот спектакль, который, действительно, не просто Классика (с большой буквы), а ЛЕГЕНДА (со всеми большими буквами) и абсолютно с Вами согласна нельзя, да и нет смысла, сравнивать спектакль с Николаем Петровичем и Дмитрием Анатольевичем. Это разные спектакли.
Алена, спасибо за такой восторженный отзыв !
Я тоже давно и беззаветно люблю этот спектакль, который, действительно, не просто Классика (с большой буквы), а ЛЕГЕНДА (со всеми большими буквами) и абсолютно с Вами согласна нельзя, да и нет смысла, сравнивать спектакль с Николаем Петровичем и Дмитрием Анатольевичем. Это разные спектакли.
Re: "Юнона и Авось": 17 февраля 2017 г.
Евгения, спасибо большое за ответ, я рада, что наши эмоции близки
Что ж, может, и от усталости - мне кажется, это даже и не важно: просто усталость может работать в "минус", а может - на образ. Вот в данном случае она НА образ работала. Энергетики в любом случае Дмитрию Анатольевичу не занимать: где надо, не хрипел, на руки вставал, бегал и танцевал легко и, как всегда, гибко!
Что ж, может, и от усталости - мне кажется, это даже и не важно: просто усталость может работать в "минус", а может - на образ. Вот в данном случае она НА образ работала. Энергетики в любом случае Дмитрию Анатольевичу не занимать: где надо, не хрипел, на руки вставал, бегал и танцевал легко и, как всегда, гибко!
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей